В Арктической зоне не хватает инфраструктуры и туристических компаний
Медианная плотность автомобильных дорог и железнодорожных путей в Арктике в 5,5 раз меньше средней по России. Относительно высоки показатели только в Карелии и Мурманской области – плотность железных дорог там выше в 2,4 и 1,2 раза, чем в среднем по стране.
Самая неравномерная «картинка» – в отношении ресторанов. В Красноярском крае, их больше, чем в среднем российском регионе – более 1100 ресторанов и кафе. Это, для примера, в 36 раз больше, чем в Ненецком автономном округе (но и площадь, и численность населения регионов – тоже несопоставимы). Кроме того, при любом упоминании Красноярского края стоит помнить, что в Арктическую зону он входит не целиком. И наиболее развитая инфраструктура как раз остается на более южных территориях субъекта.
Основное количество «арктических» турфирм приходится на «ближайший» к центральной части страны Архангельск и тот же Красноярский край, где региональный центр, крупный мегаполис, не входит непосредственно в арктическую зону. Там, как в Карелии и Мурманской области, туроператоров, зарегистрированных в Едином федеральном реестре, больше, чем в среднем по России.
Ситуация с экскурсоводами в арктических регионах тоже выглядит тревожно -обеспеченность квалифицированными гидами в 9 раз хуже, чем в среднем по стране.
Индустрия гостеприимства в Арктических регионах России развита намного слабее, чем в центральных и южных регионах страны: гостиниц в 1,7 раз меньше, а номеров в них – в пять раз меньше. В 3,5 раза меньше санаториев.
По территории арктических регионов проходят 3 из 53 национальных туристских маршрутов.
Зато нацпарков и заповедников в Арктике больше, чем в остальной России. В Мурманской области, например, 14. В среднем по стране - 4 в регионе.