Арктический туризм в цифрах и фактах

Карельские ученые рассказали, какие отличия есть в экономике и туристической инфраструктуре арктических регионов и почему каждому из них нужен собственный подход к развитию туризма. Результаты исследования Института экономики Карельского научного центра Российской академии наук (КарНЦ РАН) и предложения по развитию отрасли опубликованы в научном журнале «Регионология».

что нужно исправить, чтобы привлечь путешественников?

Среди всех северных территорий безусловно лидируют по уровню развития туристической сферы Мурманская область и Карелия (в основном за счет территорий, не относящихся к арктической зоне). А вот Ненецкий округ и Якутия, увы, замыкают этот рейтинг – здесь с туризмом дела обстоят хуже всего.
Такие выводы подтверждают не только ученые, но и практики – крупные компании, в том числе входящие в Ассоциацию туроператоров (АТОР). Красноярский край тоже мог бы быть в числе фаворитов – инфраструктура здесь развита неплохо. Но все портит удручающее состояние транспорта: из-за плохой транспортной доступности даже местным жителям сложно путешествовать как по своему региону, так и за его пределами.
Парадокс арктического туризма: деньги есть - возможностей нет
Исследователи выявили любопытную закономерность: в арктических регионах уровень доходов населения и развитие туризма часто находятся в обратной зависимости. Самый яркий пример - Ямало-Ненецкий и Чукотский округа. Здесь жители получают самые высокие зарплаты, но при этом имеют худшую туристическую инфраструктуру: плохие дороги, мало гостиниц и развлечений. Получается, деньги есть, а потратить их не на что.
Ненецкий автономный округ оказался в ещё более сложной ситуации – к плохой инфраструктуре здесь добавляются невысокие доходы населения.
Совершенно иная картина в Мурманской области, Карелии и Коми. Здесь с транспортом ситуация лучше, но местные жители реже могут позволить себе путешествия из-за более скромных заработков. Если в Мурманске и Карелии люди хотя бы могут отдыхать в своём регионе (например, выбирая недорогие варианты вроде походов с палатками), то жителям Коми зачастую приходится искать варианты за пределами родного края.
Особняком стоят Архангельская область и Красноярский край. Туристическая инфраструктура здесь развита неплохо, но из-за проблем с транспортной доступностью местным жителям сложно как выехать в другие регионы, так и полноценно путешествовать по своей территории. Получается замкнутый круг: достопримечательности есть, а добраться до них - проблема.
В итоге жители арктических регионов значительно реже отправляются в поездки по сравнению с общероссийскими показателями. Внутри страны они путешествуют в 2,7 раза реже, за границу - в 1,8 раза реже. Исключение составляют только те же Карелия и Мурманская область – здесь жители ездят по России даже чаще среднестатистического россиянина.

В Арктической зоне не хватает инфраструктуры и туристических компаний

Медианная плотность автомобильных дорог и железнодорожных путей в Арктике в 5,5 раз меньше средней по России. Относительно высоки показатели только в Карелии и Мурманской области – плотность железных дорог там выше в 2,4 и 1,2 раза, чем в среднем по стране.
Самая неравномерная «картинка» – в отношении ресторанов. В Красноярском крае, их больше, чем в среднем российском регионе – более 1100 ресторанов и кафе. Это, для примера, в 36 раз больше, чем в Ненецком автономном округе (но и площадь, и численность населения регионов – тоже несопоставимы). Кроме того, при любом упоминании Красноярского края стоит помнить, что в Арктическую зону он входит не целиком. И наиболее развитая инфраструктура как раз остается на более южных территориях субъекта.
Основное количество «арктических» турфирм приходится на «ближайший» к центральной части страны Архангельск и тот же Красноярский край, где региональный центр, крупный мегаполис, не входит непосредственно в арктическую зону. Там, как в Карелии и Мурманской области, туроператоров, зарегистрированных в Едином федеральном реестре, больше, чем в среднем по России.
Ситуация с экскурсоводами в арктических регионах тоже выглядит тревожно -обеспеченность квалифицированными гидами в 9 раз хуже, чем в среднем по стране.
Индустрия гостеприимства в Арктических регионах России развита намного слабее, чем в центральных и южных регионах страны: гостиниц в 1,7 раз меньше, а номеров в них – в пять раз меньше. В 3,5 раза меньше санаториев.
По территории арктических регионов проходят 3 из 53 национальных туристских маршрутов.
Зато нацпарков и заповедников в Арктике больше, чем в остальной России. В Мурманской области, например, 14. В среднем по стране - 4 в регионе.
Здесь наиболее перспективным выглядит развитие кемпингов. Уже имеющаяся дорожная сеть и природные достопримечательности делают эти регионы идеальными для доступного отдыха, который смогут позволить себе местные жители с невысокими доходами.
Основной упор следует сделать на транспортную доступность - организовать специальные туристические маршруты на вездеходах и другом проходимом транспорте. Параллельно важно популяризировать местные достопримечательности среди жителей этих регионов.
Здесь наиболее эффективной стратегией может стать ставка на событийный туризм. Организация фестивалей и тематических мероприятий зачастую даёт больший эффект, чем строительство стационарных туристических объектов.
Эти регионы с их высокими доходами населения идеально подходят для развития экстремального и спортивного туризма. Важное преимущество - такие виды отдыха не требуют развитой инфраструктуры. Местные жители, имея хороший доход, смогут позволить себе необходимое снаряжение и услуги профессиональных инструкторов.