Как обстоят дела с автомобильными дорогами в Арктике?

Арктические регионы России попали в число самых «обделенных» с точки зрения качества и количества автомобильных дорог. Это напрямую сказывается на туризме: с одной стороны, некоторые программы, по сообщениям туроператоров, просто невозможно реализовать. С другой, самым логичным способом посмотреть Арктику становятся круизы. Реки там, в отличии от дорог, есть.
Дорожная сеть Арктической зоны России характеризуется экстремально низкой плотностью и огромными диспропорциями в качестве.
За пределами ограниченного числа стратегических магистралей, построенных и поддерживаемых ресурсными компаниями в Ямало-Ненецком автономном округе и на Чукотке, или имеющих общегосударственное значение (как трасса «Кола» в Мурманской области.), состояние дорог варьируется от неудовлетворительного до катастрофического (Архангельская обл.).
По России в среднем 50% дорог имеют твердое покрытие, в Арктике – лишь около 14%.
Экстремальные температуры (ниже -50°С) разрушают покрытие, требуя дорогих спецматериалов. Доставка техники и материалов в разы дороже, чем в средней полосе. Риски перебоев в сообщении постоянны. Требуются специальные технологии и постоянные большие инвестиции.

Дороги в арктических регионах с точки зрения качества

Архангельская область

Абсолютный аутсайдер России по качеству дорог. Только 16,9% из них находится в нормативном состоянии. Даже основные транспортные артерии (включая дорогу на Мурманск и к космодрому Плесецк) требуют срочных масштабных инвестиций. Местные дороги и подъезды к отдаленным поселкам еще хуже.
По словам генерального директора туроператора «Помор-Тур» Сергея Никулина, такое плачевное состояние дорожного покрытия напрямую влияет на развитие туризма – экскурсионные программы просто невозможно реализовать – транспортные компании и водители просто отказываются от работы на определенных направлениях – ремонт машин выходит себе дороже.

Республика Коми

44,7% дорог находятся в нормативном состоянии. Но и это ниже среднего по России. Основные трассы (Сыктывкар – Ухта, Ухта – Печора) поддерживаются, но состояние второстепенных дорог проблемное. И надо понимать, что как и в ряде других примеров, чем дальше на север – тем хуже дороги. На территории Полярного Урала самый распространенный транспорт – машины с высокой проходимостью.

Якутия

Показатель в 51,7% в Якутии маскирует огромную разницу. Дороги в центральной и южной Якутии (Якутск - Мирный, Якутск - Покровск, «Колыма» до Магадана) относительно неплохи. Ключевая проблема Арктики Якутии – дорога к Тикси и другие северные трассы. Они находятся в сложном состоянии или являются сезонными зимниками. Летом многие районы доступны только по рекам или воздуху.

Республика Карелия

Здесь нормативам соответствуют 52,6% дорог – это средний по стране показатель. Основная трасса М-18 «Кола» в относительно приемлемом состоянии, но дороги к отдаленным поселкам Беломорья и на северо-востоке (Костомукша, Калевала) требуют улучшения. Опять же, качество очень неравномерное. Даже на юге региона движение по некоторым дорогам затруднено, не говоря уже о севере.

Мурманская Область

В Мурманской области стандартам соответствуют 60,2% дорог и это лучший показатель среди тех регионов, что полностью относятся к арктическим. В частности за счет той же М-18 «Кола». Однако дороги на полуострова Рыбачий и Средний, например, откровенно плохие.

Красноярский край

64,3% - этот показатель также отражает состояние основных дорог на юге края (где сосредоточено население). Северные и арктические районы края (Таймыр, Эвенкия) имеют крайне низкую плотность дорог. Состояние Норильской дуги (Дудинка-Норильск-Талнах-Каеркан) и зимников к ним поддерживается, но общая доступность севера края минимальна.

Ямало-Ненецкий округ

Относительно высоким качеством на фоне низкой плотности дороги отличается Ямало-Ненецкий округ -76,2% соответствия нормам. Это результат огромных инвестиций нефтегазовых компаний в инфраструктуру для доступа к месторождениям. Дороги Надыр – Уренгой – Новый Уренгой, Новый Уренгой – Ямбург, Коротчаево – Игарка (зимник) поддерживаются хорошо. Но это именно точечные магистрали.

Чукотка

Похожая ситуация на Чукотке (65,7% дорог в норме), но плотность их крайне низкая. Основные трассы (Анадырь – Билибино, Анадырь – Угольные Копи, дороги к золотым приискам) стараются содержать в нормативном состоянии из-за стратегической важности и отсутствия альтернатив.

Дороги в арктических регионах с точки зрения плотности

Огромные территории Арктики практически не имеют круглогодичных дорог. Арктические регионы имеют худшие показатели в стране. Плотность автодорог на Таймыре в 350 раз ниже среднероссийской, на Чукотке – в 46.2 раза, в Ненецком АО – в 33.6 раза.
В Якутии, крупнейшем регионе, 90% территории доступны лишь по временным зимним дорогам, требующим ежегодного обустройства (свыше 9000 км, из них 5700 км в арктических улусах). Хотя зимники функционируют долго (октябрь-май/июнь), они небезопасны и ненадежны.
Критически низкая плотность (менее 10 км на 1000 кв. км) в Ненецком автономном округе, на Чукотке, в Якутии, Ямало-Ненецком автономном округе, Красноярском крае и Коми.
Низкая – в Архангельской и Мурманской областях и Карелии.
Существует и проблема «бумажной доступности»: даже в регионах со средним процентом нормативных дорог состояние дорог в непосредственно арктических, отдаленных районах часто значительно хуже заявленного среднего показателя. Паспорта доступности не всегда отражают реальность на местах.
РегионАрхангельская область
% дорог в нормативном состоянии16.9%
Плотность дорог (км/1000 км²)29.6
РегионНенецкий АО
% дорог в нормативном состоянии66.3%
Плотность дорог (км/1000 км²)1.9
РегионРеспублика Коми
% дорог в нормативном состоянии44.7%
Плотность дорог (км/1000 км²)16.7
РегионМурманская область
% дорог в нормативном состоянии60.2%
Плотность дорог (км/1000 км²)24.3
РегионРеспублика Карелия
% дорог в нормативном состоянии52.6%
Плотность дорог (км/1000 км²)48.5
РегионЯмало-Ненецкий АО
% дорог в нормативном состоянии76.2%
Плотность дорог (км/1000 км²)3.7
РегионКрасноярский край
% дорог в нормативном состоянии64.3%
Плотность дорог (км/1000 км²)11.8
РегионРеспублика Саха (Якутия)
% дорог в нормативном состоянии51.7%
Плотность дорог (км/1000 км²)4.1
РегионЧукотский АО
% дорог в нормативном состоянии65.7%
Плотность дорог (км/1000 км²)1.3
*на основе данных «РИА Рейтинг».

Какие дороги строятся и будут построены в Арктике?

Освоение Арктики и устойчивое развитие ее регионов, в том числе с точки зрения туризма, невозможны без современной транспортной инфраструктуры. На словах, опять же, создание сети автомобильных и железных дорог в Заполярье – это стратегический приоритет России, сравнимый по значению со строительством Транссиба в прошлом веке.
Однако на данный момент среди громких проектов дорожного строительства в арктической зоне – только долгожданная круглогодичная трасса Нарьян-Мар – Усинак, которая связала наконец столицу Ненецкого округа с «большой землей».
Среди заявленных в 2025 году проектов в Архангельской области:
  • Реконструкция Маймаксанского шоссе (2029–2032 гг.) — расширение до 3–4 полос.
  • Реконструкция трассы Архангельск – Северодвинск
  • Прод6олжение модернизации автодороги М-8 «Холмогоры».
В Карелии:
  • Реконструкция дорог в Беломорске (капитальный ремонт автодорожной сети).
  • Модернизация мостовых переходов.
  • Ремонт моста через реку Кемь (ключевой инфраструктурный объект в городе Кемь).
В Коми – ремонт кольцевой автодороги в Воркуте.
Все планы, как следует из этих данных, касаются только дорог в так относительно развитых западных арктических регионах. И остаются очень точечными.
Екатерина Тропова
Фото: АТОР